Добрый день, уважаемые читатели.
Решил сделать перерыв в статьях, посвящённых электрике, и рассказать об одной увлекательной истории — ремонте в моей ванной, о ее дизайне в целом и, в частности, об установке комплекта мебели (тумбы под раковину и навесного шкафа с зеркалом). Возможно, вы спросите, что может быть увлекательного в этом рутинном деле? Конечно, кроме походов по магазинам в процессе выбора и покупки мебели и раковины?
Но моя история оказалась несколько сложнее. Также, возможно, вы найдете в статье пару интересных идей и для своего ремонта.
Дизайнер интерьеров — враг народа? Или все же друг?
Когда я уже вовсю делал ремонт у себя в квартире, в какой-то момент понял, что ни черта не разбираюсь в стилях, сочетании цветов, плитке и прочих нюансах оформления интерьеров. Да, я разбираюсь в электрике (ессно, делал ее себе сам — ну не ходить же сапожнику без сапог), плюс благодаря форуму и большому опыту общения на объектах с мастерами высочайшего уровня в других сферах (например, Technic-San или Oleg V) знаю что и как сделать в части инженерной сантехники. Но, посещая разные магазины, поймал себя на мысли, что мне одинаково нравятся совершенно разные узоры плитки или такие же разные готовые интерьеры. Что из этого разнообразия подойдет в мой дом?
Один из вариантов дизайна из интернет с раковиной из речного камня, который мне очень понравился. Конечно, выглядит круто! К сожалению, он недешев и земноводное уже начало тянуть свои лапки.
Тогда и пришла в голову мысль все-таки заказать себе дизайн-проект. Это решение далось невероятно трудно.. Все дело в том, что занимаясь проектами и шеф-монтажом электрики на многих объектах, где были выполнены дизайн-проекты, независимо от уровня этих объектов и стоимости услуг дизайнеров, встречалось одно и то же:
- Ключевые инженерные вещи не были учтены во всех виденных дизайн-проектах. Хотя они сильно влияют на дизайн. Например, в больших квартирах или коттеджах дизайнер закладывает место под крохотный электрический щиток, при том что на таких объектах в нашем регионе щиты могут быть размером с платяной шкаф, и примером грамотного дизайна было бы решение спрятать этот щит за дверь-зеркало.
- На бумаге все выглядит красиво, но в итоге оказывается что задуманное дизайнером не реализуется, либо реализуется сложно и дорого. В статьях этого цикла данный вопрос будет показан.
- Когда на объектах в процессе ремонта вылезали ошибки или несостыковки в дизайн-проектах, а заказчик связывался с дизайнером для их исправления, то большинство виденных мной дизайнеров садились на харлей и уезжали в закат. Исправление своих ошибок — это не дизайнерский надзор за ремонтом (который обычно является отдельной услугой), а просто гарантия на работы, разве не так?
В свое время даже тему на форуме создал, посвященную данной проблеме. По итогам обсуждения, дизайнерам лучше туда не заходить — ибо страшны мастера в праведном гневе. Наверное, коллеги по мастерграду закидают меня помидорами — но после всех раздумий все-таки решился обратиться за помощью к дизайнеру. Осталось найти такого, кому не отдашь деньги зря. Ну прям как с мастерами, ведь у заказчиков часто бывает та же проблема с выбором мастеров.
Итак, я все же рискнул пригласить дизайнера… Что получилось в итоге.
Когда-то в 2014 году я работал у одного из заказчиков, у него был сделан дизайн-проект. В целом, читая его, мне понравилось как дизайнер обыграла помещения, были сделаны интересные решения (не раз отмечал что, наверное, в такой квартире будет удобно жить). Сам дизайн-проект как исходные данные для электрики сохранился у меня в почте. Там нашлись и контакты его автора — Лилии.
Договорился я с ней так — мне не нужен был проект в обычном составе, а нужны были только примерные 3D-скетчи (без реалистичной визуализации), а так же помощь в выборе конкретных материалов, плюс консультации. Так же не заказывал услугу подбора конкретных моделей мебели (а зря). Но в итоге получилось оптимальное по цене и времени решение.
Очень важное замечание — на момент приглашения дизайнера у меня уже была выполнена компоновка санузла и, более того, выведены все водорозетки (т.е. точки подачи воды) и картридж встраиваемого в стену смесителя. Плитка еще не была выбрана, так же как и не была сделана ее раскладка.
Рекомендация: Если делаете дизайн-проект, то обязательно до начала любых работ (у меня получилась совсем другая история). Если у вас нет дизайн-проекта, или вы еще думаете, а работы по разводке труб продолжать надо — можно выбрать хотя бы размер плитки (для которого обычно есть много вариантов расцветки), сделать раскладку плитки и под эту раскладку уже определять расположение водорозеток и т.д. А потом уже спокойно выбирать плитку в рамках ранее определенного размера. Иначе можно получить не самое красивое расположение сантехнических приборов относительно плитки, а также получить проблемы с поиском оптимальной раскладки:
Вот пример — гигдуш мог бы быть расположен посередине кусочка плитки в углу, но водорозетка под него была сделана раньше раскладки плитки.
Проблема может заключаться в том, что многие производители плиток в категории средней и выше могут иметь свои уникальные размеры — и в таком случае, выбрав размер, вы можете стать привязанными к одному производителю.
Когда я планировал расстановку сантехники, внимание привлекли накладные раковины. Сейчас они есть самые разнообразные — не только из фаянса, их так же делают, например, из речного камня. Отполированные за сотни лет речной водой камни разрезают пополам, выдалбливают середину, полируют — получается интересное и уникальное изделие, плюс цена этих раковин не высокая по сравнению с традиционными. Поэтому попросил Лилию предусмотреть накладную раковину, пока не оговаривая конкретный материал (ориентируясь при этом на речной камень) — на эскизе она указала модель из фаянса. Из общей цветовой гаммы в мою небольшую ванную лучше подходили светлые цвета, и мне нравился и по цвету, и по текстуре песчаник.
Дизайнер предложила мне дополнить песчаник контрастным цветом пола — плиткой с текстурой дерева, причем… в виде «паркета». «Вот жесть», вначале подумал я. Но, увидев набросок, решил что это выглядит интересно.
Так же дизайнер предложила ну просто гениальную идею, которую я не раз оценил уже после завершения работ — сделать полочку для шампуней вдоль всей длины ванной, вместо навешивания всяких конструкций по углам, как это обычно делают. А в этой полочке обязятельно предусмотреть подсветку!
Идея мне показалась просто супер, я несколько дней думал над ней. И правда — зачем делать неудобные металлические полки по углам, которые часто ржавеют и зарастают отложениями кальция, если этот вопрос можно решить раз и навсегда, сделав действительно удобное решение.
А главное — если у мужчины в ванной находится обычно пара банок, в идеале, примерно такого средства:
Подскажите пожалуйста, где это продается? Я бы купил.
Но когда в доме есть женщина, ванная комната часто оказывается заставлена десятками баночек самого разнообразного назначения, и им обычно всегда не хватает места. А тут целое пространство шириной 100 мм и длиной в ширину ванной, да хоть весь Л’Этуаль выставляй. Идея была принята, мешало одно — габариты уже сделанных перегородок, плюс, по мелочи, вообще-то уже выполненное расположение водорозеток.
О том, как была решена данная проблема… Если коротко, то пришлось сносить верхнюю половину смежной стены с кладовой и за счет частичного «вдавливания» кладовой в ванную делать эту самую нишу. В итоге за счет такого смещения пространство для раковины сократилось с ~600 мм до ~500. Это в будущем оказалось одной из ключевых проблем… Плюс водорозетки и слив раковины, а так же настенный душ, картридж под встраеваемый смеситель и излив ванной оказались смещены от центра влево на 100 мм.
Рекомендация: Если решите делать такую нишу себе, обязательно заложите в нижнюю ступеньку теплый пол, особенно если у вас есть тропический душ. Иначе есть шанс что она не будет высыхать, особенно при недостаточной вентилляции санузла. Плюс нужна качественно выполненная гидроизоляция этой самой полочки.
В общем, вот дизайн ванной, представленный на скетчах Лилии. От стеклянной перегородки в ширину раковины я сразу отказался, так как это неудобно — она ограничивает доступ в ванную и ее приходится постоянно очищать. Решил сузить эту перегородку до 60 мм в ширину (придётся делать на заказ), только чтобы вода из тропического душа за шторку не затекала. Сам тропический душ решил расположить на потолке, а не на стене. Дизайн-проект с небольшими корректировками был принят.
О выборе плитки и о влиянии освещения на этот процесс.
Естественно, перед началом работ по созданию ниши, я решил выбрать плитку для стен и пола. Для стен — песчаник, как и обсуждали, для пола — дерево. По факту это оказалось не так уж просто сделать. В Москве, несмотря на обилие салонов плитки, во многих из них было ужасное освещение, портящее ее вид. Например, в салоне Артисан у м. Профсоюзная, куда я первым делом направился, несмотря на огромную коллекцию, демонстрационные залы были недостаточно освещены худшими по цветопередаче лампами — люминисцентными и дешевыми светодиодными. То есть лампами, дающими бледный, неестественный и неприятный глазу свет, искажающий цвета. Такое освещение и стоит, и выглядит дешево, жаль что руководство салонов не уделяет должное внимание тому, чтобы их товар выглядел привлекательно.
Некоторые из моих заказчиков по электрике вообще отказались от китайских светодиодных ламп, от обилия которых ломятся полки в магазинах, подобных Леруа — они дают некачественный, напрягающий глаза свет, параметры которого часто не соответствует заявленным. Плюс перегорают такие лампы неприлично часто, что требует покупки новых стоимостью несколько сотен рублей. В основном, они выходят из строя по причине перегрева — это очень подробно разобрал на форуме Микитович. В общем, заказчики отказались от таких ламп в пользу классических накаливания и галогенных, несмотря на сущесвенные их недостатки — низкую энергоэффективность и сильный нагрев. А все дело в спектре — у галогеновых ламп он наиболее близок к солнечному.
Спектры разных ламп в сравнении — по вертикали относительная яркость, по горизонтали — длина волны.
Кому-то из читателей такое сравнение может показаться аналогом понятия «теплый ламповый звук», да и большинству людей, наверное, безразлична разница в освещении и цветопередаче разных ламп. Просто лично сравнив освещение в санузле довольно дорогими светодиодными лентами (с заявленной хорошей цветопередачей) с освещением галогеновыми лампами, к светодиодам я уже не смог вернуться. Тем более, галогенки при работе с блоком плавного пуска служат неприлично долго, а стоят копейки.
Возможно, мое отношение к светодиодным лампам изменится с удешевлением SunLike-светодиодов, у которых решена проблема спектра, но они пока сложны в производстве, дороги и редко встречаются в продаже.
Ну и напоследок, для сравнения:
Разница того, как выглядит одна и та же плитка (Living Noce) в салоне с некачественным освещением (слева) и как она выглядит в свете галогеновых ламп (справа).
В итоге походов по салонам плитки, на стены была выбраны серии Naxos Lithos Lias и Rub Lias, по цвету и текстуре напоминающие песчаник, на пол и в нишу — Rondine Living Noche. Кстати, размер у обоих серий оказался нестандартный — 32×80.5 см и 7.5×45 см.
Благодарность мастерам с Мастерграда… и разочарование в некоторых из них.
Выбрав ванну (естественно, рассматривал только чугунную) и плитку, можно было начинать подготовку к укладке плитки. Но перед этим необходимо сделать гидроизоляцию, установить ванну и смонтировать короб сантехшкафа, а так же короб ниши.
На тот момент я собирался уехать на несколько месяцев и не было возможности присутсвовать при ремонте. Я мастерам доверял полностью — ведь я пригласил тех, с кем не раз пересекался на объектах. Им и хочу сказать благодарность.
В первую очередь я хочу поблагодарить Oleg V за активное участие в моем ремонте (как оказалось, не самом простом), множество невероятно ценных советов и консультаций, а так же тому, что помог найти достойных мастеров. Олег — руководитель ремонтов, обычно сложных и с очень высоким уровнем качества (лучше я пока не встречал). Язык не поворачивается назвать его прорабом так как это слово полностью дискредитировано на современном рынке строительных услуг, но, наверное, таким и должен быть Прораб с большой буквы — слышать и объяснять мастерам что все-таки хотел заказчик, быть нейтральным переговорщиком между ними, решать постоянно возникающие технические и организационные вопросы на объекте, независимо от мастеров контролировать качество их работ, решать спорные вопросы, помогать найти мастеров, и при этом иметь раздельную с мастерами оплату своих услуг. Я видел некоторые ремонты, за которые брался Олег и смело могу рекомендовать его на роль руководителя ремонта — вы получите пусть не быстрый и дешевый, но очень качественный ремонт, учитывающий ваши пожелания, с применением лучших наработок и технологий без вашей головной боли.
Так же Олег сделал мне оптимальную раскладку плитки при том, что было много противоречивых факторов — водорозетки уже сделаны и не всегда хорошо смотрятся с некоторыми раскладками плитки — как следствие, появляется множество точек привязки раскладки, которые надо учесть; плитка имеет большие размеры при небольшом размере санузла и т.д. Я очень сожалею что Олег не участвовал в приемке работ в моей квартире — тогда бы не случилось того, о чем я расскажу дальше.
Так же огромное спасибо Лилии — ее дизайн и идеи оказались очень удачным, мне все нравится! Работа с ней помогла частично вернуть утраченную веру в дизайнеров интерьеров.
Конечно, хочу сказать спасибо одному из лучших сантехников в России — Technic-San, который консультировал меня в части инженерной и чистовой сантехники (разводку инженерной сантехники я себе делал сам), не раз направляя меня на путь истинный и помогая избежать ошибочных решений.
За укладку плитки выражаю огромную благодарность Михаилу Faraon7575 — несмотря на то, что у него очередь из заказов, он нашел время, возможность приехать ко мне. Мне его работа очень понравилась, сделал все отлично, учитывая все нюансы. Очень круто видеть как постепенно появляется плитка:
Обратите внимание на интересное решение (спасибо за него Oleg V) — в экране ванной с плиткой сделан проем для ног — чтобы было удобно подходить к ванной. Задняя стенка этого проема выполнена из широкого алюминиевого уголка, надежно приклеенного к полу.
Отдельное спасибо я хочу сказать зятю Олега — Максиму, который выполнял у меня часть общестроительных работ, а также начал делать конструкцию ниши вдоль ванны (на профилях фирмы TECE) — разместил и предварительно закрепил несколько профилей. Но закончить эти работы не успел, так как работал у меня в свободное время, а на основных его объектах у него началась высокая загрузка.
Из-за того что появилось «окно» у Михаила, пришлось срочно искать других мастеров. Ими стали ребята, которых я хорошо знал — мы работали вместе на нескольких объектах, я занимался электрикой, они — своими работами. Доверял я им и качеству их работы полностью.
В это время я был далеко от дома, максимум, мог общаться по WhatsApp. Ребята выполнили всю работу быстро — поставили ванну, смотнировали профили TECE для «полочки» и сантехкороб, обшили конструкции двойными листами ГВЛ, сделали гидроизоляцию, закрепили 3 сантехнических люка — два в экране ванной и один размером 1200×700 мм в сантехшкафу. Я был доволен всем.
Первым забил тревогу Михаил — когда он начал вымерять геометрию, выяснилось что стена из ГВЛ, которая образует нишу, имеет перепад больше сантиметра, то есть углы стен в районе ванны оказались не равны 90 градусов. Мастера знают насколько это критично в ванной. Плюс, из-за того что плитка как бы «заходит» на бортик ванны, смотрелся бы такой перепад после завершения работ ну просто по-уродски.
Слева та самая стена из ГВЛ — верхняя и нижняя грани ниши имеют форму «морковки».
На стены нанесена гидроизоляция GreenResin, на ГВЛ она еще не сделана.
В итоге ситуацию исправил Михаил — за счет наращивания слоя качественного плиточного клея от одного конца стены к другому, он минимизировал этот перепад и сейчас я его не вижу. Не лучший вариант, но выхода не было. Когда же я обратился к этим ребятам, они мне ответили примерно следующее «крепеж профилей выставил до нас Максим, мы думали что он все проверил». Но Максим вообще-то начистовую не выставлял профили, я ничего не говорил им про то, что профили выставлены. Да, если даже в начале не проверили геометрию, когда начинаешь пилить листы ГВЛ в форме морковки — это разве не повод задуматься и сказать о проблеме?
После разговора с ними я понял, что они, увидев этот косяк, наверняка осознанно решили умолчать о нем. Сообщи они об этом в тот момент, когда обнаружили проблему, у меня вообще не было бы претензий (да, все могут допустить ошибку), вместе придумали бы что-нибудь, или даже так оставили (если бы Михаил подтвердил бы что это не проблема). Но они взяли деньги за работу, и ничего не сказав, уехали.
Большой люк поставили как им было быстрее, а не как я просил — в итоге дверь оказалась сдвигнута влево и в открытый люк с левого края я наблюдаю пустоту между ГВЛ и венткоробом, а с правого края краны и счетчик оказались за пределами проема, их стало крайне неудобно обслуживать.
Кстати, люк также оказался чуть-чуть утоплен и в результате этого он нормально не закрывался (пришлось стачивать ГВЛ). Да и сантехкороб оказался кривоват по боковой плоскости (угол стены и короба тоже не равен 90 градусам). Вот так..
К сожалению, ниша, где планировалось установить раковину, в результате оказалась в форме трапеции с перепадом в 12 мм при глубине 690 мм, причем в самом худшем ее варианте — длинной стороной внутрь, то есть к капитальной стене. Это фактически поставило крест на возможности установить туда готовую тумбу в сборе.
Когда я предложил им забыть этот инцидент, просто потом в удобное им время еще раз приехав ко мне и сделав бесплатно какие-нибудь небольшие работы, был, условно, «послан лесом». С тех пор с ними не общаюсь. Я не буду называть их, пусть это останется на их совести.
Ладно, для меня главное, что уже была уложена плитка! На этой фотографии, показывающей как выглядит ванна и ниша, я завершаю статью.
Излив ванны и лейка душа пока еще установлены временные. Ниша оказалась невероятно удобной, впрочем, как и термостат Grohe на три выхода, в том числе, на тропический душ в потолке.
Уже после возвращения я стал думать о том, как разместить в проеме, который имеет форму явной трапеции, стол с раковиной, где вообще взять этот стол с учетом нестандарных габаритов проема (ширина 500, глубина 690) и, главное — в стиле, заложенном дизайнером, то есть под дерево. Какую раковину в итоге выбрать и поставить (так как не заказал эту услугу у дизайнера, но это, как оказалось, к лучшему)… Но об этом уже в следущей статье.
Спасибо за внимание.